Закончила читать книгу о жизни Марины Цветаевой (автор А.А.Саакянц), более 4000стр. в электронном виде. Вначале эта глыба казалась мне неподъемной, но в процессе я увлеклась и стала испытывать странные чувства – будто бы я лично присутствовала при многих описываемых событиях, видела знакомые пейзажи, ощущала все изнутри. Для всех, кто интересуется личностью МЦ и ее творчеством – эта книга, бесспорно, заслуживает внимания. Объем ее, конечно же, предполагает более чем подробное жизнеописание, плюс многочисленные отсылки к тем или иным стихам. Это вариант 1999г. - переизданный, обновленный, включающий в себя необнародованные ранее материалы, в том числе полученные от дочери Марины – Ариадны Эфрон.
Жизненный путь Марины Цветаевой - и страшен, и вдохновенен одновременно. Страшна сама ее судьба, словно воз, катившаяся под уклон, с каждым годом нагружаемая все новыми и новыми бедами, само ее мироощущение – изначальное неприятие несовершенства этого мира, стремление к идеальному – в творчестве, чувствах, отношениях. Неприятие своего века, неприятие всего пустого, не заполненного мыслью и духом, конфликт между Бытием и бытом, между поэтическим вымыслом и жизненной правдой...
Мои личные ощущения от книги все время менялись в процессе чтения и скажу честно, был даже такой момент, когда я стала задавать себе вопросы такого плана: а нужно ли нам вообще знать некоторые подробности из жизни больших поэтов, писателей, художников итд., а не правильнее ли было бы судить о творце исключительно по его творениям, ведь в них - вся квинтэссенция его личности, все самое лучшее и важное. Причиной таких вопросов и сомнений стали некоторые факты о личной жизни Марины, приведенные автором, а также письмо ее мужа Сергея Эфрона, в котором он дает Марине «беспощадную и пронзительную характеристику», называя ее творческий гений «громадной печью, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Пока тяга хорошая – все обращается в пламень». Да и факты, приведенные автором подтверждают эти предположения, что «почти всегда…все строилось на самообмане», выдумывался человек, выдумывался ураган. Признаться, мне было немного неприятно это читать. Так, как будто на какие-то священные вещи была брошена тень. Но потом я поняла, что и это было необходимо для целостного восприятия образа Марины. И нет такой прозы жизни, что могла бы перечеркнуть, затмить или хотя бы посягнуть на достоверность этих строк:
Жизненный путь Марины Цветаевой - и страшен, и вдохновенен одновременно. Страшна сама ее судьба, словно воз, катившаяся под уклон, с каждым годом нагружаемая все новыми и новыми бедами, само ее мироощущение – изначальное неприятие несовершенства этого мира, стремление к идеальному – в творчестве, чувствах, отношениях. Неприятие своего века, неприятие всего пустого, не заполненного мыслью и духом, конфликт между Бытием и бытом, между поэтическим вымыслом и жизненной правдой...
Мои личные ощущения от книги все время менялись в процессе чтения и скажу честно, был даже такой момент, когда я стала задавать себе вопросы такого плана: а нужно ли нам вообще знать некоторые подробности из жизни больших поэтов, писателей, художников итд., а не правильнее ли было бы судить о творце исключительно по его творениям, ведь в них - вся квинтэссенция его личности, все самое лучшее и важное. Причиной таких вопросов и сомнений стали некоторые факты о личной жизни Марины, приведенные автором, а также письмо ее мужа Сергея Эфрона, в котором он дает Марине «беспощадную и пронзительную характеристику», называя ее творческий гений «громадной печью, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Пока тяга хорошая – все обращается в пламень». Да и факты, приведенные автором подтверждают эти предположения, что «почти всегда…все строилось на самообмане», выдумывался человек, выдумывался ураган. Признаться, мне было немного неприятно это читать. Так, как будто на какие-то священные вещи была брошена тень. Но потом я поняла, что и это было необходимо для целостного восприятия образа Марины. И нет такой прозы жизни, что могла бы перечеркнуть, затмить или хотя бы посягнуть на достоверность этих строк:
Что другим не нужно – несите мне:
Все должно сгореть на моем огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В легкий дар моему огню…
Птица-Феникс – я, только в огне пою
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю – и горю дотла!
И да будет вам ночь - светла!
В легкий дар моему огню…
Птица-Феникс – я, только в огне пою
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю – и горю дотла!
И да будет вам ночь - светла!
Чем ближе к концу книги, тем больше я осознавала насколько трагическая и в то же время героическая судьба была у этой женщины, пережившей голод, разруху, смерть младшей дочери, нищету, лишения, невыносимый «пещерный» быт, вечные скитания по чужим углам, вечное отчуждение, непонимание и неприятие ее творчества – ни в эмиграции, ни тем более на родине, куда она вернулась в конце жизненного пути, понимая, что прежней родины нет и быть не может. На родине, которая отвергла ее многолетний поэтический труд и не смогла предоставить ей ни литературного заработка, ни самого скромного угла. На родине, которая заставила написать страшное заявление «о приеме на работу судомойкой в детский сад» поэта, который в течении 30 лет создавал яркие самобытные стихи, поэмы, прозу, делал многочисленные переводы, чье творческое наследие будет выходить многотомными изданиями на разных языках и в разных странах. На родине, которая казнит ее мужа и вышлет в ссылку старшую дочь…
И все это время она, пребывая в своем вечном одиночестве - не переставала писать, не переставала ждать и искать Совершенной Любви…
И все это время она, пребывая в своем вечном одиночестве - не переставала писать, не переставала ждать и искать Совершенной Любви…
Да, конечно, мы судим о творце по его творениям. Но портрет его под вуалью времени остается нечетким, размытым, ускользающим. И только благодаря титаническому труду людей, составляющих такие жизнеописания - историков и исследователей, многие годы по крупицам собирающих данные, борющихся за достоверность фактов, за правду, а иногда и за доброе имя гения – этот портрет проступает на зыбкой ткани вечности отчетливо и ярко, во всех деталях. И как же много он может нам дать…
Помнится, мне с детства нравились книги серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей). Нравятся и по сей день, если хорошо и увлекательно написаны. Но вот только теперь я поняла почему: их суть, их задачи выходят далеко за пределы простого жизнеописания… Эти книги – словно прозрачный лифт, возносящий нас из наших пыльных подвалов на высочайшую, открытую всем ветрам смотровую площадку. И бывает достаточно всего одного взгляда оттуда для того, чтобы навсегда проникнуться любовью к верхним этажам…
Каждому из нас нужно время от времени соприкасаться с этим вселенским пламенем, из которого все рождается, и в котором все сгорает. Нам нужно знать, что где-то в тумане горят далекие маяки, а из-за туч – проступают путеводные звезды. И пока мы блуждаем во мгле – они ждут нас, они светят во тьме, не давая нам сбиться с пути.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.